О смотринах узнали, дело за сватаньем и свадьбой
картина Рожкова И.А. Северная свадьба
Патриархальность обычаев клала свой отпечаток на сватанье и
свадьбу. Обе стороны готовились к последним, как к торжественному и важному
событию или празднику. «Жениться - это второй раз родиться»,- вот как говорили
тогда крестьяне. Поэтому та и другая сторона держали последние гроши на
приготовление к сватанью-свадьбе. Закупались продукты для изготовления всякого рода
кушаний и вино, варилось пиво, шилась новая одежда, белье и платье. Извещали и
приглашали гостей и родню «до седьмого колена»...
Сватанье было накануне свадьбы и начиналось вечером. Гости с
жениховой стороны (его родственники) приезжали к нему, а с невестиной - в дом
ее родителей. Перед отъездом на сватанье все гости в доме жениха с его
родителями рассаживались за столы
по степени родства (местничество), причем родственники ближайших степеней -
ближе к жениху, а более отдаленных - подальше, под полати и в задний угол к
дверям. Это рассаживанье делалось для того, чтобы по приезде в дом невесты
гости жениха знали каждый свое место и кто подле кого должен садиться... В
доме невесты в это время делалось следующее. В избе, насколько позволяла
вместимость ее, ставились возле лавок столы, накрывались скатертями, и на них
ложился хлеб, пироги, вилки и ложки, и все это закрывалось полотенцами. На пол
в избе в знак торжества разбрасывалось сено. Разливалось по бутылкам вино (вино
покупалось ведрами или четвертями), и бутылки с вином ставились вблизи
переднего стола. На передний стол в красном углу ложились не разрезанные две
ковриги - одна ржаная, другая из крупчатки, и на них ставилась соль. Это был
хлеб для благословения. Место на лавке, предназначенное для сиденья жениха и
невесты, покрывалось новыми выделанными овчинами. По выходе невесты из бани
она шла в кут (за занавеску) и начинался обряд одеванья невесты и прощания ее
с отцом, матерью, братьями и сестрами...
Наконец на улицу дома невесты приезжал жених со своими
родными и гостями и входил в переполненную народом избу. Жених и гости, не
раздеваясь, становились на середине избы, жених стоял впереди, лицом к
переднему (красному) углу. Как только в избе с приходом жениха и его родных
устанавливался порядок, насколько это было возможно, благодаря страшной давке и
шуму, девицы и женщины в куте (за занавеской) пели песню...
После окончания песни невесту из кута... выводила ее
крестная (восприемница при крещении) и ставила рядом с женихом по левую руку
его. Оба они молились на образа (обычно тот и другой делали по три поклона), и
невеста после этого сейчас же спешила уйти обратно в кут, но жених задерживал
ее за руку и здоровался с нею, целуя ее три раза. Этим он показывал, что
невеста ему нравится и что теперь сватовство будет доведено до конца... После
песни начиналось дарение жениха и его родных... Сразу же после дарения отец
невесты подносил принявшему дары стакан водки, а если было пиво, то и стакан
пива, но закусывать пока не разрешалось, так как все находившееся на столах
было накрыто полотенцами. Когда даренье заканчивалось, находящееся на столах
открывалось и подавали сначала пироги из трески или сайды, затем холодное
(студень), щи и т. д. Всего в течение вечера подавалось от 10 до 20 блюд...
Сватанье длилось часов до 2-3 ночи. После третьего блюда шел обряд пропиванья
невесты. Жених угощал своим вином отца, мать и родных невесты, кои по очереди
подходили к красному углу... Обычно к концу сватанья гости жениха и невесты
были пьяны или навеселе и пели песни, то вперемежку... то вместе.
Последним блюдом подавалось молоко (в ряде других мест
последним подавали кисель), которое называлось «разгонным блюдом». После него
родные жениха уезжали домой. У невесты оставались жених, его крестный и дружка,
которые и переночевывали здесь, чтобы назавтра утром ехать в церковь к
венчанию.
Утром невесту снаряжали к венчанию. Снаряды проводили
девицы, подруги ее. В это время опять ставили столы, за кои садились жених,
невеста и поезжане (лица, кои ехали в церковь). Подавалось три блюда. Ели и
пили все, кроме жениха и невесты, коим, как приготовляющимся к венчанию, есть и
пить не разрешалось. После третьего блюда жених и невеста выходили из-за стола,
причем маленький брат невесты или другой родственник, обычно садившийся за стол
рядом с женихом, старался задержать невесту и не отпускал ее без выкупа со
стороны жениха. Выкуп заключался в уплате нескольких копеек (10 или более). В
куте в это время девицы пели:
"Солнышко по за лесу шло.
Девица по застолью шла."
Била руками о дубовы столы,
Бросила ключи среди горницы:
"- Я тебе, батюшка, отключничала,
Я тебе, матушка, отказначеила.
Ключница я чужому, батюшка.
Казначейша я чужому, матушка..."
После песен отец и мать невесты благословляли жениха и свою
дочь иконой на вступление в брак, а невесту, кроме того, серебряными монетами,
и они ехали в церковь венчаться».
Источник: книга Черемухиной "Северная кухня"
Да, все так было чинно, серьезно! Как все это далеко ушло! А ведь сейчас иногда бывает что родители и вообще не знают, что их дети поженились!
ОтветитьУдалитьНо возможно что и сейчас в сельских местностях продолжают существовать народные традиции! И наверно это здорово, что сохраняются эти обычаи назло всяким современным новшествам!
Согласна полностью, только сама свадьбу с народными традициями не видела)
ОтветитьУдалить