Добро пожаловать в домик Горошины!

Спасибо большое, что заглянули. Здесь Вам всегда рады!

вторник, 9 апреля 2013 г.

Сватанье и свадьба по обычаям Русского Севера…


О смотринах узнали, дело за сватаньем и свадьбой
картина Рожкова И.А. Северная свадьба
Патриархальность обычаев клала свой отпечаток на сватанье и свадьбу. Обе стороны готовились к последним, как к торжественному и важному событию или празднику. «Жениться - это второй раз родиться»,- вот как говорили тогда крес­тьяне. Поэтому та и другая сторона держали последние гроши на приготовление к сватанью-свадьбе. Закупались продукты для изготовления всякого рода кушаний и вино, варилось пиво, шилась новая одежда, белье и платье. Извещали и пригла­шали гостей и родню «до седьмого колена»...
Сватанье было накануне свадьбы и начиналось вечером. Гости с жениховой стороны (его родственники) приезжали к нему, а с невестиной - в дом ее родите­лей. Перед отъездом на сватанье все гости в доме жениха с его родителями расса­живались за столы по степени родства (местничество), причем родственники бли­жайших степеней - ближе к жениху, а более отдаленных - подальше, под полати и в задний угол к дверям. Это рассаживанье делалось для того, чтобы по приезде в дом невесты гости жениха знали каждый свое место и кто подле кого должен са­диться... В доме невесты в это время делалось следующее. В избе, насколько поз­воляла вместимость ее, ставились возле лавок столы, накрывались скатертями, и на них ложился хлеб, пироги, вилки и ложки, и все это закрывалось полотенцами. На пол в избе в знак торжества разбрасывалось сено. Разливалось по бутылкам вино (вино покупалось ведрами или четвертями), и бутылки с вином ставились вблизи переднего стола. На передний стол в красном углу ложились не разрезанные две ковриги - одна ржаная, другая из крупчатки, и на них стави­лась соль. Это был хлеб для благословения. Место на лавке, предназначенное для сиденья жениха и невесты, покрывалось новыми выделанными овчинами. По вы­ходе невесты из бани она шла в кут (за занавеску) и начинался обряд одеванья не­весты и прощания ее с отцом, матерью, братьями и сестрами...
Наконец на улицу дома невесты приезжал жених со своими родными и гостя­ми и входил в переполненную народом избу. Жених и гости, не раздеваясь, ста­новились на середине избы, жених стоял впереди, лицом к переднему (красному) углу. Как только в избе с приходом жениха и его родных устанавливался порядок, насколько это было возможно, благодаря страшной давке и шуму, девицы и женщины в куте (за занавеской) пели песню...
После окончания песни невесту из кута... выводила ее крестная (восприем­ница при крещении) и ставила рядом с женихом по левую руку его. Оба они мо­лились на образа (обычно тот и другой делали по три поклона), и невеста после этого сейчас же спешила уйти обратно в кут, но жених задерживал ее за руку и здоровался с нею, целуя ее три раза. Этим он показывал, что невеста ему нравит­ся и что теперь сватовство будет доведено до конца... После песни начиналось дарение жениха и его родных... Сразу же после дарения отец невесты подносил принявшему дары стакан водки, а если было пиво, то и стакан пива, но закусы­вать пока не разрешалось, так как все находившееся на столах было накрыто по­лотенцами. Когда даренье заканчивалось, находящееся на столах открывалось и подавали сначала пироги из трески или сайды, затем холодное (студень), щи и т. д. Всего в течение вечера подавалось от 10 до 20 блюд... Сватанье длилось часов до 2-3 ночи. После третьего блюда шел обряд пропиванья невесты. Жених угощал своим вином отца, мать и родных невесты, кои по очереди подхо­дили к красному углу... Обычно к концу сватанья гости жениха и невесты были пьяны или навеселе и пели песни, то вперемежку... то вместе.
Последним блюдом подавалось молоко (в ряде других мест последним по­давали кисель), которое называлось «разгонным блюдом». После него родные жениха уезжали домой. У невесты оставались жених, его крестный и дружка, которые и переночевывали здесь, чтобы назавтра утром ехать в цер­ковь к венчанию.
Утром невесту снаряжали к венчанию. Снаряды проводили девицы, подруги ее. В это время опять ставили столы, за кои садились жених, невеста и поезжане (лица, кои ехали в церковь). Подавалось три блюда. Ели и пили все, кроме жениха и невесты, коим, как приготовляющимся к венчанию, есть и пить не разрешалось. После третьего блюда жених и невеста выходили из-за стола, причем маленький брат невесты или другой родственник, обычно садившийся за стол рядом с жени­хом, старался задержать невесту и не отпускал ее без выкупа со стороны жениха. Выкуп заключался в уплате нескольких копеек (10 или более). В куте в это время девицы пели:
"Солнышко по за лесу шло.
Девица по застолью шла."
Била руками о дубовы столы,
Бросила ключи среди горницы:
"- Я тебе, батюшка, отключничала,
Я тебе, матушка, отказначеила.
Ключница я чужому, батюшка.
Казначейша я чужому, матушка..."
После песен отец и мать невесты благословляли жениха и свою дочь иконой на вступление в брак, а невесту, кроме того, серебряными монетами, и они еха­ли в церковь венчаться».
Источник: книга Черемухиной "Северная кухня"

2 комментария:

  1. Да, все так было чинно, серьезно! Как все это далеко ушло! А ведь сейчас иногда бывает что родители и вообще не знают, что их дети поженились!
    Но возможно что и сейчас в сельских местностях продолжают существовать народные традиции! И наверно это здорово, что сохраняются эти обычаи назло всяким современным новшествам!

    ОтветитьУдалить
  2. Согласна полностью, только сама свадьбу с народными традициями не видела)

    ОтветитьУдалить